среда, 20 августа 2014 г.

Как воевать в информационной войне?


Это конечно не инструкция, но все же несколько полезных правил, о том, как правильно воевать в информационной войне, которую сейчас ведет Россия против Украины.

Прежде всего не следует переоценивать интеллектуальный уровень кремлевских геббельсенышей. Но не следует его и недооценивать.

Им вполне хватает ума понять, что потоки ненависти и оскорблений в адрес украинцев — это хорошо работает для собственных «ватников», но вот самих украинцев таким образом можно разве что утвердить в решимости бить российского врага. Поэтому украинцам и их сторонникам российские пропагандоны адресуют иную тактику. Я, разумеется, кремлевских методичек не видел, но что в них пишут — можно легко реконструировать, наблюдая весьма похожие постинги в украинских форумах и в соцсетях.




Пропагандоны работают в двух амплуа: «русский брат» и «возмущенный украинец». На самом деле они, разумеется, могут быть любой национальности — в том числе, несомненно, есть среди них и «настоящие» (по происхождению и гражданству, но не по духу) украинцы. Значение имеет лишь то, что все они — кремлевские наймиты, единственная цель которых — не «найти взаимопонимание», а ослабить Украину и ее героическое сопротивление российской агрессии.

Итак, амплуа «русский брат» выглядит примерно так: «Брат, вот у вас говорят, что русские украинцев ненавидят. Да неправда это! Мы же с вами братья! Откройте глаза, это нас жиды и пиндосы между собой стравливают! Это им выгодно, чтоб мы между собой воевали, а нам-то это совсем не нужно! Вы их послушали, и вот что у вас теперь творится!» Воистину феерична наглость подобных заявлений из уст тех, кто все это «творящееся» устроил и продолжает устраивать. Когда пропагандону указывают на то, что захватил Крым и развязал войну на Донбассе Путин, а вовсе не «жиды и пиндосы», то он, дабы втереться в доверие, может не пощадить и собственного недофюрера: «А вы думаете, Путин — он чья марионетка?» Впрочем, подозреваю, что такого методичка все же не одобряет, и чаще в ответ звучат рассуждения, что-де у Путина, конечно, тоже есть свои недостатки, но он, мол, сильный лидер, уважаемый своим народом, «не то что ваш олигарх Вальцман», как подобные особи именуют Порошенко. И вообще, мол, Путина «вынудили», впихнули ему Крым чуть ли не насильно, а на Донбасс он войска не вводит, это все «ваши местные», которые постоянно его об этом просят. Вот такой вот сильный лидер, ни разу в жизни не проходивший через честные выборы, которого может принудить любой Гоблин, и ни разу ни олигарх вместе со своим кооперативом «Озеро», 28 дворцами и сотней (по неофициальным подсчетам) награбленных миллиардов долларов, да. А у вас в Украине зато миллионы беженцев (причем все в Россию), полный хаос и разорение, ну и дальше по Киселеву — только с периодическим прибавлением, какие-де мы братья и как русским больно на все это смотреть.

Украинцы, видя перед собой русского, который не клянет их и не желает им поголовной смерти, решают, что наконец-то встретили вменяемого россиянина, который просто обманут пропагандой и с которым можно и нужно говорить. Хуже всего, если свою готовность к диалогу они подчеркивают признанием его частичной правоты — мол, конечно, у нас не все ладно, и многое, за что стоял Майдан, не выполнено, и «за Порошенко лично я не голосовал», но... А пропагандону не важно, что «но». Ему главное — что с ним вступили в диалог. Он уже просунул ногу в щель и будет отжимать дверь дальше, выдавая прямую ложь за полуправду и полуправду за истину...

Амплуа «возмущенный украинец» выглядит примерно так: «Нас в очередной раз слили, подставили и бросили, у власти одни предатели и жиды-олигархи, за что мы стояли на Майдане, Вальцман на пару с Западом продали нас Путину, все генералы — идиоты, все деньги разворованы, АТО — специальная бойня для перемалывания украинских патриотов, опасных режиму, наши главные враги — в Киеве, надо делать третий Майдан.» Все это, как правило, с патриотической украинской символикой на юзерпике, но почему-то по-русски (хотя бывают исключения).

Украинцы, видя подобное патриотическое рвение, опять-таки вступают в диалог, начиная его с признаний — да, мол, кое в чем (а то и во многом) ты прав... Причем если «русского брата» в конце концов, скорее всего, все-таки пошлют, убедившись в его непробиваемости, то с «патриотом» будут цацкаться неограниченно долго — как же, свой ведь! — позволяя ему и дальше сеять панику и враждебность к законно избранной власти и командованию, а не к главной угрозе — российским агрессорам.

При этом я никоим образом не хочу сказать, что в Украине все идеально (хотя бы настолько, насколько это возможно в условиях войны, начавшейся сразу после многолетнего разграбления страны и уничтожения армии кликой Януковича), что все цели Майдана достигнуты, что в руководстве АТО и силовых структур в целом нет предателей, коррупционеров и просто некомпетентных дураков. Или что во время войны власть должна получить иммунитет от критики (тем более в тех вопросах, которые как раз и мешают успешно воевать!) Или что с заблуждающимися, наслушавшимися российской пропаганды, пересказывающими слухи не надо вступать в диалог и пытаться их переубедить. Я хочу сказать лишь, что категорически не следует вступать в диалог с российскими пропагандонами, единственная цель которых — не установление истины, а информационные диверсии против Украины. Таким следует сразу же отвечать — «ПНХ, путинская портянка» и банить с удалением исходного постинга.

Как отличить путинского пропагандона от искренне заблуждающегося? Вот несколько характерных пропагандонских признаков:

Антисемитизм и агрессивное антизападничество, особенно с уклоном в конспирологию, часто — с употреблением любимых «ватниками» оскорбительных кличек. Т.е. «американцы, суки, только трепаться горазды, а как помочь оружием, так хрен!» — это вполне нормальная и адекватная критика, при всей эмоциональности формы. А вот «это пиндосы устроили хаос на Украине, чтобы стравить ее с Россией» — это уже в морг. («На» вместо «в» тут тоже показательно, хотя, справедливости ради, этот предлог могут употреблять в силу привычки и действительно сочувствующие Украине русские.)

Кстати, по поводу «Вальцмана». Разумеется, не было бы ничего плохого, будь президентом Украины еврей. Коломойский, например, на своем посту прекрасно справляется, а одним из ближайших соратников Бандеры и видным теоретиком украинского национализма был Лев Ребет. Но ложь следует разоблачать уже потому, что она — ложь. Специально для больных антисемитизмом — родители Порошенко: отец — Алексей Иванович Порошенко, мать — Евгения Сергеевна Порошенко, в девичестве Григорчук (специально пишу имена по-русски для большей доходчивости). Каким идиотом надо быть, чтобы в эпоху, когда эта информация ищется за секунды, повторять бред про «Вальцмана, взявшего фамилию жены»?! Девичья фамилия жены Порошенко, кстати — Переведенцева.

Хотя, как было сказано выше, некоторые пропагандоны могут нелестно высказываться и о самом Путине, гораздо чаще они, напротив, его выгораживают. И любые похвалы в адрес Путина, даже умеренные, следует расценивать именно как пропагандонство и повод для немедленного бана. Ибо, если честному германцу 1930-х еще было за что любить Гитлера (пресловутые дороги, развитая социалка, реальный, а не основанный на экспорте сырья, экономический рост, низкая преступность, «народный автомобиль» Volkswagen и т.п.), то честному россиянину любить Путина не за что. До «крымнаша» единственным пропутинским аргументом оставалось «если не он, то кто, остальные еще хуже» (что тоже неправда, но остальное уже просто не прокатывало). И уж тем более категорически не за что хвалить Путина украинцам.

Следующая характернейшая черта пропагандона — покровительственный тон. «Вы не понимаете, вас развели, вас стравливают, вас подставили, вас предали — а вот пришел я и сейчас объясню вам, как надо. И что вам надо — я и это знаю лучше вас.» (Замечу, что я, например, никогда не использую такой тон по отношению к русским — «ах вы бедненькие, зомбированные!» Напротив — я настаиваю на том, что в эпоху информационных технологий обмануть нетрудно только того, кто сам обманываться рад, и он несет за это полную ответственность.)

Примыкает к предыдущему упертость в отстаивании киселевщины. Т.е. если человек один раз озвучил какую-то российскую пропагандистскую чушь — он еще может честно заблуждаться. Но если ему кинули ссылку, скажем, на stopfake.org, а он ведет себя так, будто ее не видел — не стоит пытаться продолжать с ним общение.

Еще один признак — неконкретность, неконструктивность и огульность критики. Т.е. не «такая-то бригада пятый день под обстрелом не получает помощь» (что может быть правдой, а может быть и лживым нагнетанием паники — надо проверять) — а «АТО сливают» (или даже «уже слили»). Не «такой-то чиновник тогда-то и так-то нарушил такой-то закон» — а «он олигарх». Где под словом «олигарх» подразумевается крупный бизнесмен. Как будто преуспеть в бизнесе — это плохо, и страной должны управлять лузеры. (Конечно, если бизнес-успех основан не на экономических факторах, а на личных отношениях с диктатором, то это другой вопрос — но такие олигархи все больше обитают в Москве.) Не «нужно уволить/отдать под суд» конкретного мента или чиновника — а сразу «гнать Авакова, гнать Яценюка, гнать Порошенко», как будто они должны разбираться с каждым вором и взяточником лично. Не «нужно принять такой-то закон, вот его обоснования, вот откуда можно взять на него средства», а «даешь новый Майдан!» (При этом, еще раз подчеркну, выдвигать конкретные и обоснованные претензии и требования к власти можно и нужно.)

Наконец, пропагандон писуч. Нормальный человек не станет целыми днями просиживать в интернете, отвечая на комментарии; пропагандон же обязательно отвечает на все реплики, адресованные ему, и еще на многие, ему не адресованные. Работа у него такая. Он никогда не закончит диалог первым, ему, как животному, перебивающему своими фекалиями запах соперника, непременно нужно оставить за собой последнее слово.

Но единственные слова, которых заслуживает он сам, я уже привел выше. Не кормите ЭТО, не кормите троллей!

Источник http://m.rufabula.com/articles/2014/08/18/know-your-enemy 

Комментариев нет:

Отправить комментарий